Анна Карпенко: Наша проблема не отсутствии «якорных объектов», а в отсутствии движущей идеи и понимания того, что делает нас уникальными

Если увеличение привлекательности региона как для гостей, так и для самих жителей (людям должно быть интересно тут жить и интересно сюда приезжать) – одна из основных целей стратегии развития региона, то нам надо понять, каким образом место становится привлекательным. Какие из разнородных мотиваций мы хотим видеть основными, движущими? Какие ценности должны делать регион привлекательным? Не всякая привлекательность морально допустима или технически возможна.

В разных видениях концепции развития области довольно часто фигурируют ценности «человеческого капитала» и «социальной активности», словно внимание обращено к людям как одному из главных ресурсов, которые у нас есть. Я бы предложила «активность» сфокусировать до ценности «творчество». Творческое измерение находится в каждом виде деятельности, и тут культура выступает объединяющим фактором для всех сфер, питательной средой, локомотивом - кому какие метафоры ближе. Культура действительно может стать одним из основных ресурсов развития территории. При этом культура понимается не только как традиционный набор просвещенческих практик, но скорей как среда, дающая стимулы для развития, интереса, рефлексии, активного участия в совместной социальной жизни. Культура - открытое к эксперименту пространство, приглашающее к сотворчеству.

Без такого понимания культуры мы не сможем оторваться от гирь нашей пресловутой «анклавности» – закрытости, замкнутости, оторванности как от России, так и от Европы. Творческие инициативы, совместная осознанная деятельность становятся нитками, соединяющими нас с окружающим миром. Границы – вызов, но их можно понимать не только как барьер, но и как область контакта.

Когда мы говорим о туристической привлекательности региона, основным фактором нынешней неконкурентоспособности области является не отсутствие якорных объектов, а отсутствие движущей идеи и понимания того, что делает нас уникальными. Сам по себе объект - например, парк семейных развлечений - не может создать среду, атмосферу, пресловутый «гений места», будоражащий воображение, заставляющий приезжать вновь и вновь для того, чтобы его разгадать, пережить вновь опыт соприкосновения, взаимодействия с чем-то, чего не хватает в рутине повседневности для более полного ощущения жизни. Массовые объекты развлечений – комбинаты удовольствий в выхолощенных пространствах, вырванные из исторического и культурного контекста. Массовый потребительский туризм, основанный на пассивном получении развлечений, - вчерашний день. Турист-паразит, охотник за картинками, ничего не дает месту, не взаимодействует с его обитателями и просто разрушает экосистему. Ставка на развитие подобного вида вряд ли сможет продвинуть область вперед. Регион может и должен давать возможности не для получения удовольствия или развлечения, а скорей для опыта, более полно раскрывающего творческую сущность человека.

Как показывают результаты исследования, проведенного в 14 городах региона Балтийского моря, две главные причины для посещения городов – «атмосфера» (более 50%) и «архитектура» (более 40%). Именно атмосфера, эмоциональная связь с местом – магнит, притягивающий к региону вновь и вновь.

Что должно сделать нас и уже делает по-настоящему уникальными как для российских, так и для иностранных гостей? Очевидно, это смесь артефактов российской, советской и восточно-прусской культуры и ландшафта, которая возникла тут за эти годы. Это особый характер людей, потомков советских переселенцев, моряков, рыбаков и космонавтов, налаживающих свои непростые отношения с доставшимся довоенным наследством. Что такое «европейская столица России»? Калининград – это не «парадный Петербург». «Европейскость» нашего региона должна состоять в разнообразии, в сочетаниях форм и культур, в гибридности, в открытости и возможности принять любого, дать каждому шанс попробовать стать калининградцем. Связь времен не прервалась после войны – сменились люди, но «гений места» продолжает обнаруживаться в интернациональном замесе судеб, историй и характеров. Иммануилу Канту не надо было выезжать за пределы Восточной Пруссии, чтобы понять весь мир – мир приходил к нему через путешественников, моряков и торговцев. Ганзейский дух – в сетях брусчатых мостовых, выстоявших даже тогда, когда под бомбами разрушились старые стены, в шлюзах Мазурского канала, в рельсах трамваев и железных дорог, в мостах с заклепками из стали. В 2024 году исполнится 300 лет Иммануилу Канту. Какие Диснейленды и парки динозавров нужны этой земле, которой была дарована свобода человеческого разума, не возникшая ни в одном другом месте мира? Не «янтарный бренд», но сила мысли и творчества – вот ресурс развития этой территории и гений этого места.

Потенциал развития – не в объектах, а в людях. В области фактически нет публичных пространств, созданных не только для коммерции, работы или личной жизни. Значительный потенциал по восполнению лакун в публичных пространствах видится в преобразовании бывших индустриальных территорий, которые в изобилии сохранились в Калининградской области, в культурные фабрики. Культурные фабрики – бурно развивающийся сектор в современной Европе и российских мегаполисах. Под одной крышей они объединяют людей разных сфер, чьи профессии связаны с творчеством (этому способствуют льготные условия аренды). Культурные фабрики – магниты современных городов, предлагающие создать и осмыслить свой собственный опыт. Их любят туристы, но они необходимы и местным жителям, которые ищут способы не просто для проведения досуга, но для встреч и реализации совместных проектов, в том числе по преобразованию городской среды. Примеры таких пространств в Калининграде – завод «Понарт», «Дарита», «Судореммашавтоматика», неиспользуемые портовые помещения, бывшие форты и бастионы и др. Некоторые бывшие промзоны связаны сложными отношениями собственности, но некоторые находятся в муниципальной или региональной собственности. Как показывает практика европейских городов (Хельсинки, Берлин), «культурные фабрики» – долгосрочные инвестиционные проекты (сроки окупаемости, в зависимости от моделей, – 5-10 лет), при этом они демонстрируют долговременные и устойчивые социальные, экономические и культурные эффекты на городскую среду.

С культурой напрямую связан сектор творческих индустрий (ТИ). Существуют различные методологии выделения субсекторов творческих индустрий. Они связаны как с видом конечного продукта, так и с системой экономических и культурно-социальных приоритетов конкретной страны или региона. Так, британская классификация выделяет следующие виды ТИ: реклама; архитектура; изобразительное искусство и антиквариат; дизайн; мода; кино, видео и фотография; программное обеспечение, компьютерные игры и электронные издания; музыка, визуальные и исполнительские искусства; издательское дело; телевидение; радио. Есть разногласия по поводу того, можно ли относить к ТИ научно-исследовательский (R&D) сектор, гастрономию и некоторые секторы туризма (например, культурно-познавательный туризм).

Сектор ТИ не может составлять слишком большую часть экономики, даже в «заточенных» под ТИ странах его доля не превышает 10% (в Великобритании с ее высокоразвитыми медийными и коммуникационными секторами сейчас составляет около 6%). Было бы утопией говорить о безграничных перспективах роста этого сектора. Кроме того, сам характер творческой деятельности не предполагает массовость, его козырь - оригинальность, индивидуальность, поэтому прогнозировать масштабное увеличение занятости населения в секторе ТИ было бы, по меньшей мере, безграмотно. Во-вторых, модные концепции "креативного города", "креативного региона", "креативного класса" подвергаются заслуженной критике хотя бы потому, что они склонны к социальному исключению целых категорий людей, которые непосредственно не заняты творчеством. К тому же они недооценивают индустриальную составляющую экономики, которую даже в постиндустриальном обществе (еще один противоречивый концепт) никто не отменял. Сектор ТИ скорей следует рассматривать в логике развития сервисной экономики, которая связана с тенденциями увеличения свободного времени у людей. Важность ТИ не в массовости или экономическом объеме, а в том, что культура и ТИ создают как возможности для роста других секторов экономики, так и положительно влияют на привлекательность места.

Тема творческой экономики и культуры особенно интересна в связи с еще одной игрой, футболом, и 2018-м годом. Для успешного проведения Калининграду нужны не только стадион и дороги, ему нужна живая, интересная культурная жизнь, которая происходит во многих точках города и создает ту самую атмосферу, за которой захочется приехать снова и снова.

Что может быть нужно сектору творческих индустрий от государства? За исключением янтарной отрасли, чьи проблемы хорошо известны, креативной экономике не нужны субсидии или господдержка. Государство должно видеть этих людей и работу, которую они делают для регионального общества и страны в целом. Признание даст возможность сделать этот сектор привлекательным для молодежи, создаст перспективу, ориентацию, цели. Калининграду уже есть, чем гордиться.

*Автор — социолог, эксперт проекта «Развитие творческих индустрий в Калининградской области» (Агентство поддержки культурных инициатив «Транзит» при поддержке Информационного бюро Совета министров Северных стран в Калининграде).

Комментарии

Классно, умно, перспективно. Нужно создавать новый лик города, учитывая его историческое прошлое и прежде всего это должно формироваться в сознании потребителей (иностранных и российских туристов), как нечто уникальное, интересное, притягательное, т.е. нужно формировать БРЕНД Калининграда! Супер идея!
Rat
06.05.2013 20:20
цитировать
[QUOTE]asja [belothka] пишет: Классно, умно, перспективно. Нужно создавать новый лик города, учитывая его историческое прошлое и прежде всего это должно формироваться в сознании потребителей (иностранных и российских туристов), как нечто уникальное, интересное, притягательное, т.е. нужно формировать БРЕНД Калининграда! Супер идея! [/QUOTE]Такой же бессмысленный комментарий, как и статья. Умно? Да. Но что [B]конкретно[/B] предлагается? 
[nash]
07.05.2013 11:49
цитировать
идей вам не хватает? пожалуйста - на острове Канта по периметру двух этажные строения, стилизованные под рыбную деревню,назвать город мастеров,первый этаж магазинчики по торговле сувенирами(никакого ширпотреба,статус свободной зоны (безналоговая торговля в том числе и для нерезидентов), второй этаж - кафе, ресторанчики ( без традиционной вечерней программы "для нашего друга из Ворошиловограда звучит эта песня), оборудованные причалы для катеров и яхт... ну вот как-то так...
[QUOTE]Rat пишет: Такой же бессмысленный комментарий, как и статья. Умно? Да. Но что [B]конкретно[/B] предлагается? [/QUOTE] туризм - чушь. области надо развивать сельское хозяйство, теплицы, сделать упор на гидропонику. а потом уже позиционировать себя как маленькую голландию и туризм подтянется.
Пока мы обсуждаем туризм, МО в Зелёном Бору под Черняховском разрушает исторические здания знаменитой старинной школы Каралене-Луизенберг. 30 лет не выделяется ни одного рубля на вскрытие нацистских хранилищ с гигантскими культурными и историческими ценностями
[QUOTE]Николай Шумилов [kolya2312] пишет: Пока мы обсуждаем туризм, МО в Зелёном Бору под Черняховском разрушает исторические здания знаменитой старинной школы Каралене-Луизенберг. 30 лет не выделяется ни одного рубля на вскрытие нацистских хранилищ с гигантскими культурными и историческими ценностями[/QUOTE]вы нарушаете правила комментирования, оставляя комментарии не относящиеся к теме статьи
[QUOTE]Rat пишет: [QUOTE]asja [belothka] пишет: Классно, умно, перспективно. Нужно создавать новый лик города, учитывая его историческое прошлое и прежде всего это должно формироваться в сознании потребителей (иностранных и российских туристов), как нечто уникальное, интересное, притягательное, т.е. нужно формировать БРЕНД Калининграда! Супер идея! [/QUOTE]Такой же бессмысленный комментарий, как и статья. Умно? Да. Но что [B]конкретно[/B] предлагается? [/QUOTE] Ну, простите, курс маркетинга и рекламы на просторах руграда не поместится. А так, конечно, бессмысленно объяснять для "особо одаренных".
[Rat]
07.05.2013 18:47
цитировать
В этом и беда наша, что вас, маркетологов, развелось, как собак не резанных, а работать никто не хочет. Оно и понятно, лучше с умным видом по евротусовкам с карандашом во рту бегать. "Социологи", тьфу. "Креатив", "бренд"! Предложите пути решения вопросов развития экномики, туризм есть ее следствие, побочный продукт, а не двигатель экономики в отношении к нашему региону.
Одна движущая идея есть. Возможно, её обдумывал в своё время И.Кант, когда осмысливал источники и условия наступления вечного мира. Формулируя термин всемирного гражданства, философ не мог не озаботиться вопросом -а где же может располагаться столица глобального космополиса? Учитывая факт того, что кроме Кёнигсберга мыслитель не бывал более нигде, вполне понятно, что и рассматривать другие города, такие как Москва, Берлин, Токио, Вашингтон, Иерусалим или Пекин в качестве потенциальных столиц он мог едва ли. Как бы там нибыло,а с первого апреля калининградской лабораторией социальной метафизики был начат проект в котором фактически реализуется главная функция духовной столицы-место философской инновации. При удачном стечении всевозможных обстоятельствв ходе философской реструктуризации и развития ментальности. следует ожидать локализацию сдесь эпицентра идеологической реформы, а также плацдарма политической консолидации. О проекте философской инновации можно почитать сдесь http://rugrad.eu/communication/blogs/oleg_efremenko/
Rat
07.05.2013 19:54
цитировать
[QUOTE]Олег Ефременко [O.E.] пишет: При удачном стечении всевозможных обстоятельствв ходе философской реструктуризации и развития ментальности. следует ожидать локализацию сдесь эпицентра идеологической реформы, а также плацдарма политической консолидации. [/QUOTE]Эффект залпа "Катюши" под Оршей просто ничто по сравнению с этим.
Кант, Кант... А через год-два его могилу не сроют, как немецкое профессорское кладбище на Галицкого из-за строительства дома ФСО? А ведь имена их до сих пор присутствуют во многих современных научных трудах.
После пространных типовых и банальных рассуждений о важности культуры и творчества, автор выдает нам немного данных: "Как показывают результаты исследования, проведенного в 14 городах региона Балтийского моря, две главные причины для посещения городов – «атмосфера» (более 50%) и «архитектура» (более 40%). Именно атмосфера, эмоциональная связь с местом – магнит, притягивающий к региону вновь и вновь." Что имели ввиду авторы исследования под понятием "атмосфера" и как поняли его респонденты, конечно, здесь самый интересный вопрос, впрочем, для автора статьи он совершенно понятен и она смело следует дальше по уже проложенным рельсам к следующим далее потрясающим выводам. Кстати, вот очень интересно, сколько в понятии "атмосфера места" составляет архитектура (которая в исследовании выделена также и в отдельный вопрос)? Можно ли вообще атмосферу места рассматривать вне контекста архитектуры? Вообще, вкладывает ли хоть один типовой турист в это понятие "культурную жизнь, которая происходит во многих точках города", как утверждает автор?)) Для автора, впрочем, все это лишь технический момент, поскольку в целом позволяет ему спродуцировать сокровенное: "Не «янтарный бренд», но сила мысли и творчества – вот ресурс развития этой территории и гений этого места." Как выражается наш главный дизайнер Артемий Лебедев - это феерический пипец, конечно.)))))))))))))))) Впрочем, не это самое веселое в статье, есть еще: "Значительный потенциал по восполнению лакун в публичных пространствах видится в преобразовании бывших индустриальных территорий, которые в изобилии сохранились в Калининградской области, в культурные фабрики."
Вот оно как оказывается - "Культурные фабрики"! Помимо "технополисов", "кластеров" и прочей модной терминологии, теперь у нас есть еще одно. Далее автор убедительнейшим образом, используя точнейшие научные данные, подтверждает просто абсолютную необходимость таких "фабрик" в нашем городе: "Как показывает практика европейских городов (Хельсинки, Берлин), «культурные фабрики» – долгосрочные инвестиционные проекты (сроки окупаемости, в зависимости от моделей, – 5-10 лет), при этом они демонстрируют долговременные и устойчивые социальные, экономические и культурные эффекты на городскую среду." Правильно, а чем мы хуже Берлина или Хельсинки? Конечно, у нас нет идей, нет развитой культуры, нет ярких культурных деятелей (хотя, понятное дело, достаточное количество людей считающих себя таковыми) да и, вообще, прямо скажем, нет никаких предпосылок для того, чтобы претендовать на что либо в этой сфере, кроме давно почившего уважаемого немецкого философа, но вот вы нам дайте, понимаешь, культурную фабрику и тогда мы каааааак.....))))) В завершении автор решила добить всех забавнейшим абзацем об актуальности темы (ну как и положено, по правилам то))): "Тема творческой экономики и культуры особенно интересна в связи с еще одной игрой, футболом, и 2018-м годом. Для успешного проведения Калининграду нужны не только стадион и дороги, ему нужна живая, интересная культурная жизнь, которая происходит во многих точках города и создает ту самую атмосферу, за которой захочется приехать снова и снова." Ну тут без вопросов, конечно, для успешного проведения футбольного матча "живая культурная жизнь.. в разных точках.." просто необходима.)) К сожалению, последний абзац, в котором читатель узнает, что кроме "признания" им ничего и не нужно, тонет в громких аплодисментах, неутихающих после прочтения предыдущего.)))) В общем, тема не раскрыта, надо писать еще, тут можно страниц.., да что там страниц - целую книгу тут надо, однозначно написать.))
Rat
08.05.2013 23:03
цитировать
Mayo, +100500. Лень мне было расписывать всю эту дурь автора статьи. Полностью согласен.
[xenon]
10.05.2013 12:16
цитировать
[QUOTE]Администратор RuGrad.EU [administrator] пишет: [QUOTE]Николай Шумилов [kolya2312] пишет: Пока мы обсуждаем туризм, МО в Зелёном Бору под Черняховском разрушает исторические здания знаменитой старинной школы Каралене-Луизенберг. 30 лет не выделяется ни одного рубля на вскрытие нацистских хранилищ с гигантскими культурными и историческими ценностями[/QUOTE]вы нарушаете правила комментирования, оставляя комментарии не относящиеся к теме статьи[/QUOTE] как раз, напрямую относится,- говорим об ожидании толп туристов при ПОЛНОМ отсутствии телодвижений к сохранению разрушающихся объектов, которые могут привлечь тех самых туристов
[xenon]
10.05.2013 12:24
цитировать
культура..., сила мысли...., творчество... вы о чём?! о ком?! о планете Луна? или о городе, в котором даже фонтан на площади отключили по причине КУЛЬТУРНЫХ выходок культурных жителей (залить пеной), убрали светящиеся деревья, т.к. культура прёт,- их же пообламать надо, разве можно мимо пройти,когда красиво и всё работает. и т.д. и т.п.
http://www.newkaliningrad.ru/news/community/1974495-pani-yulita-iz-gdanska-u-kaliningrada-nulevaya-turisticheskaya-tsennost.html добавить нечего... отсутствует комфортная среда, визуальная в т.ч... зато зашкаливает уровень агрессии среди населения... находиться в области не только неприятно, но и опасно... на каждом шагу натыкаешься на маргиналов и гастарбайтеров... чумазые физиономии которых отнюдь не вселяют оптимизма, а органично дополняют общую разруху... этого нельзя не учитывать...
Пена в фонтанах,вандализм, отсутствие комфортной среды,маргиналы и гастра.гаста. ну или как там их, не нашенских- это всё о цивилизованности. Анна же начала разговор об управлении культурой.О понимании изменений и о наших интеллектуальных способностях и социальных возможностях организовать управление культурными процессами.
верите в интеллектуальные способности и социальные возможности хоть что-то "организовать"... вы большой оригинал...))) как и Карпенко...
[QUOTE]Лара Розе [roze.lara@mail.ru] пишет: верите в интеллектуальные способности и социальные возможности хоть что-то "организовать"... вы большой оригинал...))) как и Карпенко...[/QUOTE]У нас интеллигентов, нет выбора. Надо верить, иначе нам жить бессмысленно. И потом, времена меняются.То, что вчера казалось фантастикой, завтра станет действительностью.
[QUOTE]Мария Кожевникова [kartina.63] пишет: Кант, Кант... А через год-два его могилу не сроют, как немецкое профессорское кладбище на Галицкого из-за строительства дома ФСО? А ведь имена их до сих пор присутствуют во многих современных научных трудах.[/QUOTE] мне очень понравилась статья... прочитав ее, я вновь утверждаюсь в мысли, что мы живем в Ганзейском городе - в Кёнигсберге. у Кёнигсберга есть прошлое, будет и будущее, у Калининграда - нет и не будет ничего..... поэтому все должно идти своим чередом. сначала надо вернуть городу его РОДНОЕ имя.... а потом строить планы дальнейшего развития....
Самый большой вклад в жизни, который мы можем оставить своим детям, это создание благоприятных условий существования и реализация их потенциальных способностей.  Неужели, не стоит задуматься над этим? Неужели, не стоит сделать все от нас зависящее, чтобы создать новый культурный облик города, которым будут гордиться будущие поколения.  Культура - это духовная пища, которая позволяет человеку быть счастливым.  Откуда наркомания, алкоголизм? Когда у человека есть интересы, он стремиться  к реализации задуманного, у него, просто, не хватает времени на "баловство". От нас с вами зависит, сможем ли мы создать такие условия, чтобы формировать новую социальную среду. Идеи озвученные в данной статье очень перспективны, т.к. культура - это основа духовного воспитания.
а вот они - условия, а вот она - среда... http://www.klops.ru/volknews/70811/Vandaly-ispisali-vse-doma-na-Krasnoj.html а впрочем, для здоровия полезны холода...)))
Управлять культурой можно везде, не исключая К-Д. Начать нужно с культивирования менталитета. Все групповые менталитеты калининградцев подлежат рекультивации! Могу смоделировать состояние и внести предложения. Кому -нибудь это надо?
Не нужно бросаться в крайности.По Анне "турист-паразит...просто разрушает экосисему, а приехавший на "культурную фабрику" или перформанс современного искусства - нет. Как-то это предвзято и нетолерантно. Мотивом туриста могут быть курорты, лечение, исторические и природные объекты, реконструкции сражений, фортификация, охота, рыбалка, сельский туризм, игорная зона, музеи, деловые контакты, шоппинг и т.д. Почему мы не должны развивать все виды туризма? Чрезвычайно характерно у Анны отсутствие упоминания российской национальной культуры. Мы обречены на этой земле на бикультурность, уважение к прошлому края наряду с сохранением своих корней.
Как и у пирамиды Маслоу, в вопросе создания "духа" или "атмосферы" региона, есть нижние уровни. Т.е должны быть удовлетворены базовые потребности региона в рабочих местах, зарплатах, инфраструктуре, экологии. Т.е для начала нам самим должно быть тут комфортно жить. Почему телегу ставят впереди лошади? Туризм, туризм... Вот когда воткнули новый корпус "Европы" на гвардейском вместо сквера, я для себя поставил крест на комфортном развитии города. Никакие идеи высшего порядка тут уже не спасут.
[QUOTE][openid.yandex.ru/post-office] пишет: Вот когда воткнули новый корпус "Европы" на гвардейском вместо сквера, я для себя поставил крест на комфортном развитии города. Никакие идеи высшего порядка тут уже не спасут.[/QUOTE] Ну,да, когда этот "гроб" воткнули в центральную часть города, нарушив вообще, всю гармонию, атмосферу пространства в центре города, шансов уже не осталось,чтобы внести какие-то кардинальные изменения. Единственная возможность - "центр" плавно перенести в другое место.
[QUOTE]asja [belothka] пишет: Ну,да, когда этот "гроб" воткнули в центральную часть города, нарушив вообще, всю гармонию, атмосферу пространства в центре города[/QUOTE] я не столь категоричен в оценках ситуации. центр должен быть насыщенным и деловым... но я соглашусь с вами в другом - окраины должны тоже развиваться... вот скоро в Балтрайоне откроют "Родину". и это ЗДОРОВО!

Для того чтобы оставить свой комментарий — пожалуйста авторизуйтесь